Что ждет рынок электромобилей после отмены нулевых пошлин и роста утильсбора?

Развитие электрифицированных технологий — общемировой тренд. Евразийская экономическая комиссия выступила с предложением сохранить нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на электромобили в странах ЕАЭС до 2024 года. Россия данную инициативу не поддержала, а Минпромторг сообщил о намерении с начала 2022 года почти в 9 раз повысить утилизационный сбор на ввозимые в Россию новые легковые электромобили и почти в 4 раза — на подержанные электромобили старше трех лет.

Как показывает статистика, электромобили у россиян все больше пользуются популярностью. С января по октябрь 2021 года количество проданных новых электромобилей на 118% превышает число таких автомобилей, реализованных за весь 2020 год. Действия Минпромторга направлены на развитие отечественного производства электромобилей на территории России. Но как считают некоторые автомобильные эксперты, ждать быстрого эффекта на сегодняшний день не стоит от этих мер, так как при текущих объемах рынка электромобилей локализация их производства экономически нецелесообразна ни для одного их ведущих мировых автоконцернов. Между тем, вряд ли автопроизводители откажутся от продаж новых электромобилей в нашей стране, поскольку есть устойчивый спрос на премиальный сегмент: именно эти автомобили в основном ввозятся в Россию.

Сергей Королев, директор по продажам, Jaguar Land Rover Россия, отвечая на вопросы портала «Автостат» по поводу заявления Минпромторга, отметил:

— В этом году наша компания представила новую стратегию Reimagine, в основе которой — электрификация автомобилей Jaguar и Land Rover с использованием двух разных архитектур. С 2025 года Jaguar будет выпускаться исключительно на электрической модульной платформе, а в 2024 году Land Rover представит первый полностью электрический Range Rover. Кроме того, Jaguar I-Pace стал первым премиальным электрическим кроссовером, официально представленным в России, и уже успел хорошо зарекомендовать себя.

С большей тревогой к отмене нулевых пошлин и рост утильсбора относятся участники российского массового авторынка. Об этом говорит Татьяна Горовая, директор по взаимодействию с государственными органами, «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»:

 — Возврат пошлины на уровень 15% и планируемое повышение утилизационного сбора на электромобили повлечет за собой существенное увеличение их стоимости и замедление роста рынка. В особенности предлагаемые меры отразятся на пополнении рынка именно доступными массовыми моделями электромобилей, ведь на них негативный эффект от повышения ставок пошлины и утилизационного сбора отразится наиболее сильно.

Однако, на сегодняшний день основные игроки рынка электромобилей в Россию представлены в верхнем ценовом эшелоне премиум-класса, а их аудитория не настолько чувствительна к ценам, которые, однозначно, подрастут.